Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.
После чтения Евангелия Владыка обратился к собравшимся: «Знакомясь с другими людьми, которые не знают ни нас, ни нашей семьи, мы, говоря о своих родственниках, стараемся представить словесно, а после и познакомить с теми, кто кажется нам достойными, но в практически в каждой семье есть те, кого мы стыдимся, и о них мы стараемся сохранять молчание. Но читая сегодня родословие Господа Иисуса Христа мы с удивлением видим там имена не только праведников, но и тех, чья история жизни далека от высоты нравственности. Рассуждая над этим святые отцы говорят, что Сын Божий не стыдится Своих предков по человеческому естеству, и Ему не нужно скрывать те или иные неприглядные эпизоды истории Своей семьи, потому что Он пришел на Землю для того, чтобы простить, исцелить и восставить все падшее человечество.
Читая родословие Господа Иисуса Христа многие порой удивляются тому, что это родословие Иосифа, а не Девы Марии, потому что мы знаем, что Иосиф не является отцом Иисуса, а только восприемником, потому что Богородица родила Сына непорочно. Но мы должны понимать, что апостол Матфей писал свое Евангелие, чтобы проповедовать среди иудеев, поэтому он должен был следовать в своем повествовании правилам, которые действовали в той среде. Если бы он сразу начал с того, что Дева Мария родила Сына без мужа, то евреи сразу бы отказались от дальнейшего чтения, потому что среди иудеев люди, которые не знали отца, считались неполноценными и как бы выдворенными на окраины общественной жизни. Но Господь совершал Свое общественное служение не как изгой, а среди людей, поэтому и апостол начинает свое Евангелие с родословия Иосифа, чтобы внимательный читатель впоследствии узнал, что Пречистая Дева родила Дитя от Духа Святого.
Мы стоим уже у порога праздника Рождества Христова и в воскресный день накануне этого торжества мы читаем родословие Господа Иисуса, чтобы еще раз осознать, что Бог, Творец всего существующего стал подлинно человеком. И это событие поражает наше воображение. Ведь как Творец времени и истории Он пребывает вне времени , но, став подлинно человеком, умалив Себя, вошел в историю человеческую. Святой апостол Павел говорит, что Сын Божий при вочеловечении «себе умалил» (Фил. 2, 7), или, «себе истощил» ради воплощения. Человек настолько ниже, так бесконечно ниже Бога, что стать Богу человеком это несравнимо смиреннее , чем стать царю рабом, почему и прибавляет св. апостол, «себе умалил, зрак раба приим» (Фил. 2, 7) – приняв образ раба.
И во время жизни своей земной Христос Спаситель неоднократно упоминал о той славе, которую Он «имел у Отца, прежде мир не бысть» (Ин. 17, 5), и молился Отцу, чтобы Он скорее «прославил» Его опять «этою славою», как бы вернул ее Ему. Церковь вразумляет нас, говоря о Его «истощании», умалении, чтобы мы никогда не забывали о любви Божией к нам и стремились бы быть ее достойны».
В завершении Литургии архиепископ Юстиниан напомнил верующим о приближающемся празднике Рождества Христова.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Приближается праздник Рождества Христова и, убирая и украшая свои дома, накрывая праздничные столы, мы должны не забывать о главном – подготовки своих душ к принятию Богомладенца. Нам должно очистить себя покаянием, чтобы пришедший в мир Господь пришел и в сердце каждого из нас. Только тогда мы в полной мере ощутим радость Рождества, только через слезы покаяния и осознание своего недостоинства наши души будут молодыми и торжество нами будет переживаться заново, как в первый раз. И к этому Церковь нас призывает, чтобы через слова Евангельских чтений, молитв и песнопений мы заново прикоснулись и осмыслили для себя Рождество Богомладенца.Завтра в день Сочельника будут совершаться особые богослужения – Царские часы. Они получили такое свое название, потому что воспевают Царя царей – Господа Иисуса Христа. В них будут звучать отрывки Священного Писания и песнопения, рассказывающие о событиях, которые сопутствовали Рождеству Христову: о переживаниях Божией Матери, о сомнениях Иосифа, который вдруг узнает, что его юная Жена беременна и он не знает, как поступить, но его утешает Господь через ангела: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:20-21), о бегстве Святого семейства в Египет, ради спасения от жестокого царя Ирода, который боялся за свою власть. Об этом Церковь завтра напомнит нам, поэтому каждому христианину следует поспешить в храм ради этих богослужений. Сделаем сегодня как можно больше домашних дел, чтобы завтра через службы Сочельника войти в радость светлого праздника Рождества Христова!