РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЮСТИНИАНА,
АРХИЕПИСКОПА ЭЛИСТИНСКОГО И КАЛМЫЦКОГО
Возлюбленные о Господе пастыри, иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Милостью Божией мы вновь вошли в празднование Рождества Христова. Этот великий христианский праздник помогает нам осознать, что Бог, Творец всего существующего стал человеком. И это событие поражает наше воображение. Ведь, как Творец времени и истории, Он пребывает вне времени, и вне череды земных событий, но, став человеком, умаляет Себя, и входит в историю человеческую.
Святой апостол Павел говорит, что Сын Божий при вочеловечении «себе умалил» (Фил. 2, 7), или, «себе истощил» в воплощении. Человек настолько ниже, так бесконечно ниже Бога, что стать Богу человеком – это несравнимо смиреннее, чем стать царю рабом, почему и прибавляет св. апостол, «себе умалил, зрак раба приим» (Фил. 2, 7) – приняв образ раба. Во время жизни своей земной Христос Спаситель неоднократно упоминал о той славе, которую Он «имел у Отца, прежде мир не бысть» (Ин. 17, 5), и молился Отцу, чтобы Он скорее «прославил» Его опять «этою славою», как бы вернул ее Ему.
Ради чего Господь идет этим путем «истощания» и умалении Себя? В одном из предрождественских церковных текстов дается ответ: «Христос раждается, прежде падший возставити образ» – Христос рождается, чтобы восстановить образ [Божий], некогда падший (тропарь предпразднства Рождества Христова).
Чтобы полнее раскрыть спасительное для всего грешного человечества значение Рождества Христова, перед праздником читается евангельский отрывок с родословием Спасителя. В нем мы с удивлением видим имена не только праведников, но и тех, чья история жизни далека от высоты нравственных идеалов. Обычно, знакомясь с другими людьми, которые не знают ни нас, ни нашей семьи, мы, говоря о своих родственниках, стараемся представить словесно, а после и познакомить с теми, кто кажется нам достойным, но практически в каждой семье есть те, кого мы стыдимся, и о ком умалчиваем. Евангелие, напротив, предельно откровенно говорит о том, что среди земных предков Сына Божия были разные по своим нравственным качествам люди. Рассуждая над тем, почему в родословии Христа упомянуты не только праведники, святые отцы говорят, что Сын Божий не стыдится Своих предков по человеческому естеству и Ему не нужно скрывать те или иные неприглядные эпизоды истории Своей семьи, потому что Он пришел на Землю для того, чтобы простить, исцелить и восставить все падшее человечество. Христос приходит на Землю, даруявсем без исключения надежду обрести Небо.
Для евреев первого века, кому было первоначально адресовано Евангелие от Матфея, было важно знать, что Мессия происходит от Давида. Для нас родословие Спасителя еще и свидетельство того, что, рождаясь в душе человека, Он преодолевает накопленные там грехи. Его родословная может рассматриваться как путь веры, который продолжается в каждом грешном человеке. Этот путь освещается Его милосердием, снисхождением и силой. Таким образом, родословная Иисуса Христа говорит не только о земном Его происхождении, но и символизирует Его миссию спасения и преодоления человеческих грехов.
В богослужебных песнопениях, как и в упомянутом тропаре предпразднства, Церковь говорит о Вифлееме как о новом Эдеме: «Готовься, Вифлеем; раствори врата для всех, Эдем; укрась себя, Ефрафа. Древо жизни расцвело от Девы в пещере». В тексте тропаря прослеживаются важные богословские параллели с рассказом из Книги Бытия о жизни первых людей в Эдемском саду. Вифлеем сравнивается с Эдемом, который Бог насадил на востоке и поместил туда человека, созданного Им (Быт. 2:8). Христос, рожденный от Девы, ассоциируется с древом жизни в Эдемском саду. Согласно толкованию многих святых отцов, включая преподобного Иоанна Дамаскина, Господь Сам был древом жизни, и вкушение его плодов означало для человека возможность созерцать Бога. После грехопадения Адама и Евы, потеряв эту возможность, они стали смертными. Пришествие Христа на землю восстановило для людей возможность лицезрения Бога и, следовательно, возможность обретения вечной жизни.
В наступившем году будет отмечаться 100-летие со дня преставления святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла по всей стране провезут ковчег с мощами святителя Тихона. Запланировано и посещение града Элисты. В год его памяти Церковь призывает молиться святителю Тихону о нашей Родине. Мне, как вы знаете, посчастливилось служить в течениенескольких лет в Свято-Николаевском храме в Нью-Йорке, который был построен трудами патриарха Тихона. В своем слове на Рождество, произнесенном в этом соборе в 1905 году, святитель Тихон призвал всех помнить, что жизнь обретает смысл тогда, когда озаряется истинной верой: «И как две тысячи лет тому назад Рождество Христово «возсия мирови свет разума», сообщило людям разумение Бога и себя самих, и смысла жизни, так и ныне празднование этого радостного события вносит и в нашу жизнь «свет разума», является звездою, путеводящею нас ко Христу».Прислушаемся к словам святителя Тихона и сделаем все, чтобы участие в праздновании Рождества сделало нас ближе Христу Спасителю!
Желаю вам, дорогие мои, от Богомладенца Иисуса мира, здравия и спасения! Вместе в вами молюсь о нашем воинстве и скорейшем возвращении всех, кто сегодня с оружием в руках защищает наше Отечество!
Божие благословение да пребудет со всеми вами!
Христос рождается, славьте Его!
+ Юстиниан,
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий