Расписание
Помочь

В попразднство Рождества Христова архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

8 января 2025 года в попразднство Рождества Христова, Собор Пресвятой Богородицы, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.
По заамвонной молитве было совершено славление празднику Рождества Христова.

Священнослужители также пропели величание Пресвятой Богородице у  «Вифлеемской» иконы.

В завершении Высокопреосвященный владыка обратился к верующим с проповедью: « Сегодня мы слышали Евангельское зачало, повествующее о событиях, которые последовали вскоре после Рождества Христова. Господь является на земле не в силе и в славе, а рождаясь, как казалось людям, у небогатой семейной четы, которая пришла из Назарета в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения по повелению Рима. В Римской империи были строгие законы относительно переписи, потому что власти должны были точно знать количество жителей государства, чтобы истребовать с них полагающийся налог. Для этого каждый должен был прийти в город своего рода, а для Иосифа Обручника это был Вифлеем, поэтому ему и беременной Деве Марии пришлось предпринять трудный путь сто десять километров из Назарета, чтобы исполнить указания римских властей. К моменту их прибытия там уже не оставалось мест в гостиницах и им пришлось расположиться в хлеву-пещере для скота. В этой пещере и рождается Богомладенец. Творцу мира, Царю царей не нашлось иного пристанища.
Во время Рождества Христова на небе зажглась звезда, возвещающая о явлении в мир Мессии, которую увидели волхвы с Востока. Они поняли это знамение и отправились в Иудею на поиски Спасителя. Придя к Ироду, царю Иудейскому, волхвы выяснили, что Христос должен родиться в Вифлееме и поспешили туда, а царь просил их вернуться и рассказать о Младенце, сказав, что и сам хочет поклониться Ему, а на самом деле замышляя убийство. Ирод происходил не из Иудеи, а из Идумеи, то есть не имел законного права на Иудейский престол, поэтому всю жизнь он боялся за свою власть и жестоко расправлялся со всеми, даже мнимыми, соперниками. Волхвам открылось злое намерение Ирода и они, поклонившись Богомладенцу, вернулись домой другим путем. Злой царь, поняв, что его провели, послал воинов в Вифлеем, чтобы они убили там всех младенцев до двух лет, надеясь погубить Мессию. Когда это произошло Святое Семейство было в Иерусалиме, принося Младенца по Закону Иудейскому на сороковой день по Рождестве в Храм, и, узнав о войске, движущемся к Вифлеему, бежало в Египет, дабы сохранить жизнь Спасителю. Но и там, как говорит Предание, воины Ирода преследовали Богомладенца, однако, находясь на территории другого государства, они действовали незаконно, поэтому их попытки добраться до Иисуса не увенчались успехом. Христиане Египта и сегодня показывают места, в которых останавливалось Святое Семейство, принимая их за великие святыни своей земли.
Ирод всю свою жизнь мечтал о власти, но, когда приблизилась смерть, он понял, что все свои дворцы, все свое богатство останется на земле, а сограждане не будут проливать о нем слезы. В Риме о нем будут вспоминать как о великом политике, меценате, но в Палестине, в Иудее, где он был царем, о нем не вспомнят ни одним добрым словом, потому что его владычество держалось не на любви, а на страхе перед сильным войском. К концу жизни он ослаб настолько, что его начали переставать бояться. Группа молодых людей тогда взобралась на ворота Храма, где по повелению Ирода был водружен римский орел, и сбила этот языческий символ, оскорбляющий иудеев. Но злоба умирающего царя была настолько велика, что в своем гневе на этих людей он даже на какой-то момент снова обрел силы: восстал от одра болезни своей и приказал страшно мучить и казнить этих юношей, чтобы никто больше не смел нарушать его повелений. Вспышка гнева окончательно ослабила Ирода и смерть стала стремительно приближаться к нему. Ощущая это, он повелевает собрать по всей Иудее именитых людей в заложники, чтобы их убили в тот момент, когда он будет умирать. Ирод рассуждал так: «Раз вы, евреи, не хотите плакать обо мне, то будете плакать над своими родными и почитаемыми мудрецами». По его повелению и случилось, а имя его стало проклинаемо в веках.
Мы вспоминаем обо всех этих трагических событиях, чтобы осознать, что Рождество Христово не было как сейчас наполнено радостью и веселием. Богомладенец пришел в очень жестокий мир. Божия Матерь и праведный Иосиф прилагали огромные усилия, чтобы сохранить Иисуса. И, когда Ирод скончался, Святое семейство возвращается в Палестину, но, узнав о воцарении в Иудее сына Ирода Архелая, решает не селиться в Вифлееме, и уходит в Назарет, подальше от Иерусалима. Назарет был тем городом, в котором много лет жили в смешении евреи и язычники, люди самых разных национальностей поэтому среди иудеев было презрительное отношение к его жителям: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46). Там проходит детство и юность Иисуса как предзнаменование того, что Он пришел не только для иудеев, но чтобы спасти весь мир.
В Евангелии мы читаем, что после поселения в Назарете, Господь получает прозвище к Своему имени: «Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2:23). В Ветхом Завете назореями называли тех, кто дал какой-либо обет Богу. Самым известным назореем был Самсон, который не стриг волос по своему обетованию Господу. Но Иисус был прозван назореем  не из-за Своих каких-то обетов, а из-за происхождения. И сама надпись на Кресте, которую повелел повесить Понтий Пилат, гласила: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19), была как бы насмешкой, потому что иудеи знали, что их царь должен быть родом из Вифлеема. Но так устроил Господь, что поселился Он именно в Назарете и не стесняется этого, потому что славится не Своим земным происхождением, а Своим Божеством. Он рождается в Вифлееме в пещере-хлеву, спасается Девой Марией и праведным Иосифом от воинов Ирода, поселяется в презираемом иудеями Назорете, чтобы силой Своей Божественной Славы спасти нас. Христос рождается! Славьте Его!».