Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в кафедральном соборе Сальска

11 января 2025 года, в Субботу по Рождестве Христовом, Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан вместе с епископом Волгодонским и Сальским Антонием совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святы равноапостольных Кирилла и Мефодия города Сальска.

Иерархам сослужили клирики Элистинской епархии, а также священнослужители благочиний Волгодонской епархии.

По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Юстиниан поблагодарил епископа Антония за приглашение и отметил значение духовных связей между Волгодонской и Элистинской епархиями.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Благодарю дорогого Владыку Антония за оказанное гостеприимство и возможность совместной молитвы. Хотя я родом из Владимирской области, неся свое архиерейское служение на Элистинской кафедре, оказываясь в других регионах нашей Родины стараюсь представлять Калмыкию и древний калмыцкий народ. Калмыки прибыли на территорию Российского государства в начале XVII века и просили союзнических добрых отношений с Московским правительством. Во времена царя Василия Шуйского был заключен первый договор о дружбе между калмыками и Россией. Тогда они получили право кочевать по Западной Сибири, а в скором времени уже достигли и Волги, низовья которой стали местом их расселения и жизни. Калмыки стали великой силой, которая могла послужить нашему Отечеству.
Во времена Персидского похода Петра I, когда царь шел с войском в сторону нынешних Дагестана и Азербайджана, он в районе города Саратова встретился с ханом Аюкой. Это было время пика могущества Калмыцкого ханства. Как описывали свидетели этой встречи, хан Аюка, будучи уже в преклонном возрасте, увидев государя, произнес слова: «Теперь я могу спокойно умереть». Он поцеловал руку императора, признавая в Петре I старшего по власти, а царь поцеловал его в голову, признавая силу и мудрость хана. Царь, осознавая, что ему предстоят войны на Севере со Швецией, просил калмыцкого правителя помочь вооруженными силами, чтобы освободить от владычества турецких союзников Кубань и Крым. Он просил десять тысяч воинов, на что хан Аюка отказался, сказав, что столько дать не сможет, но готов предоставить на помощь царю семь тысяч калмыков, которые, по его словам, будут стоить и десяти тысяч. И калмыки вместе с донскими казаками вместе отвоевывали для Руси, для Православия Кубань и Крым. И в войне с Наполеоном калмыки с остальной российской армией дошли до Парижа. То есть мы видим в калмыцком народе большую силу и любовь к нашей общей великой Родине – России.
Места, в которых мы живем – это степи. Они мало сохраняют в себе археологических вещественных памятников: церквей и крепостей времен первых веков христианства, хотя христианство было давно известно в этих землях. Очень многое доходит до нас из письменных свидетельств. И главное из них – это повествовании о Хазарской миссии в Низовья Волги равноапостольных Кирилла и Мефодия. Святые братья по благословению императора и патриарха из Константинополя отправились к хазарскому кагану, чтобы пред ним, который исповедовал иудаизм, вести богословские споры с иудеями и мусульманами, защищая Истину Христову. В начале своего пути они остановились на некоторое время в Херсонесе в Крыму, чтобы святой Кирилл мог изучить еврейский язык, ибо он не хотел вести богословские прения через переводчика. Будучи образованнейшим человеком своего времени равноапостольный Кирилл, найдя там книги на еврейском языке и учителя, выучил его за несколько месяцев.
В Херсонесе святые братья не тратили время только на изучение языка. Узнав, что там в конце I века томился в изгнании священномученик Климент, Папа Римский, и там был утоплен, а, после обретения его мощей и положения их в храме на острове, уровень воды в Черном море поднялся и мощи были утеряны под пучиной вод, Кирилл и Мефодий, пользуясь своими полномочиями императорских послов, понуждают местного губернатора организовать экспедицию в море, чтобы обрести мощи святителя Климента, что и случилось 12 февраля по новому стилю. Память об этом событии практически исчезла в Православной Церкви, потому что позже в Константинополе в этот день было установлено совершать память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, и это празднование как бы затмило собой воспоминание об обретении святыми братьями Кириллом и Мефодием мощей священномученика Климента.
Из Херсонеса, пройдя морским путем, святые братья поднялись к Дону, и по Дону дошли до места, где имеется кратчайший путь до Волги. Там существовали профессиональные дружины, которые переносили лодки из Дона в Волгу и обратно, и по Волге Святые Братья уже достигли столицы Хазарского каганата. Кирилл и Мефодий прибыли туда с небольшим опозданием, потому что каган, будучи иудеем, праздник иудейской Пасхи отмечал в столице Итиль, а потом уходил в цветущую степь и его ставка кочевала, поэтому святые братья были вынуждены последовать за ним, чтобы встретиться, потому что таково было повеление императора. В те времена в Низовье Волги жили и христиане, и иудеи, и мусульмане, а также еще сохранялись язычники. Для каждого народа и для каждой веры в Хазарском каганате были свои судьи, о чем мы знаем из свидетельств Хазарской миссии. Кирилл и Мефодий удивили своим умом и образованностью кагана, поэтому в благодарность за их труды им отдали двести плененных византийских воинов и уже вместе с ними они возвращались в Константинополь, но уже не по Волге, а караванными путями, которые проходили через наши степи. И в Элисте, которая основана в долине речки Элистинки, мы особо почитаем равноапостольных Кирилла и Мефодия, строим в честь них собор по благословению Святейшего Патриарха, потому что верим, что этой земли касались стопы святых братьев, ведь там, рядом с источником воды, проходил караванный путь, которым они возвращались в Византию. Это роднит нас и с верующими города Сальска, потому что и в вашем городе высится храм в честь равноапостольных просветителей славян.
По завершении своей Хазарской миссии Солунские братья отправились в Западную Европу, в Моравию. Там они столкнулись с тем, что немецкие епископы запрещали им проповедовать и служить на славянском языке. Тогда Кирилл и Мефодий были вынуждены поехать в поисках правды в Рим, потому что моравы канонически подчинялись Римскому епископу. Они известили, что везут с собой мощи священномученика Климента, одного из первых и почитаемых Пап Римских, обретенные ими в Херсонесе. Для всего Западного Христианского мира это стало величайшей радостью, потому что они не могли даже надеяться, что святитель мощами своими вернется к ним. Папа крестным ходом вышел на встречу святым братьям, с великим благоговением принял святыню и благословил служить на славянском языке не только в Моравии, но и в самом Риме. Так заступничеством священномученика Климента славяне могут молиться на своем родном языке. И до сих пор разные народы, находящиеся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, могут молиться на своем родном языке.
Священномученик Климент особо почитался на Руси и потому, что святой равноапостольный князь Владимир взял после принятия Крещения его святую главу в Киев как величайшую святыню. Он этим хотел положить духовное основание для крещения жителей своего государства.
Волгодонская и Элистинская епархии находятся рядом, и я приглашаю вас: и духовенство, и прихожан, приезжать к нам для братского молитвенного общения. Недалеко от Сальска находится город Городовиковск, где высится храм в честь святого страстотерпца цесаревича Алексия. В столице нашего степного края ежегодно совершается торжественное воспоминание чуда явления Господа Иисуса Христа. 11 сентября 1946 года в Крестовоздвиженской церкви Элисты священник и прихожане стали свидетелями чудесного явления Спасителя. Сразу же собрались деньги и был отправлен посланник в Ставрополь к иконописцу, чтобы он со слов свидетеля написал образ этого чуда. Этот образ до сих пор хранится в нашем Крестовоздвиженском храме. В советское время невозможно и опасно было широко освещать это событие и устанавливать какие-либо церковные торжества, но память об этом чуде жила среди православных элистинцев. Ныне же, когда мы можем открыто и безбоязненно исповедовать свою веру, как можно шире мы стараемся рассказать об этом чуде и прославить Господа Иисуса Христа, оказавшего милость малой Калмыцкой Церкви. И я приглашаю вас, наших соседей, разделить с нами это удивительное торжество и, заодно, познакомиться с калмыцкой буддистской культурой , которая является уникальной для Европейской части нашей Родины.