Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.
По заамвонной молитве священнослужители во главе с Архипастырем совершили славление святому великомученику Федору Тихону и святой блаженной Матроне Московской.
В завершение духовенство и прихожане пропели молитву «Царице моя Преблагая» перед отреставрированным образом Казанской иконы села Приютное.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Церковь особо выделяет день субботний среди других дней недели, помня заповедь Божию: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8-10). В этот день мы вспоминаем всех святых и всех усопших христиан, поэтому мы искренне можем сказать всем тем, кто обвиняет нас в нарушении заповеди Божией, что христиане не чтут субботу, как это предписывает Закон Моисеев. Но как Новый Завет выше и совершеннее Ветхого, так и день Воскресный, день, когда вспоминается Воскресение Господа из мертвых, выше дня субботнего, поэтому Церковь отмечает более радостными и торжественными богослужениями Воскресенье, не забывая и об особой значимости субботы. Иудеи же, следуя Ветхому Завету, хранят покой субботы и ко временам земного служения Спасителя, да и сегодня, формы почитания субботнего дня стали преувеличенными, гротескными. Мы знаем, что в местах, где живут иудеи, даже лифты в субботу переводятся в особый режим – останавливаются на каждом этаже, потому что еврею в этот день нельзя даже на кнопку нажать, потому что это уже будет считаться грехом. И сегодня в Евангелии мы читаем о подобном отношении к субботнему покою.
Господь со Своими учениками проходил по дороге среди полей и там, в пути, их застала суббота. Когда апостолы проголодались, стали срывать колосья и растирать между ладоней, а зерно съедали. Увидевшие это фарисеи, вместо того, чтобы предложить усталым путникам пищу и кров, начали обвинять Спасителя: «Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать» (Мк. 2:24). Иисус вынужден был им ответить, не обращаясь к их милосердию, потому что их ревность не по разуму не знала человеколюбия. Он спросил этих знатоков Закона: «неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?» (Мк. 2:25-26). Эти хлеба могли есть только священники, но Давид нарушил это правило, чтобы самому утолить голод и накормить своих спутников. Этим Господь как бы говорит: «Если Давид поступил так, то не могу ли и Я, Кого вы называете Сыном Давидовым, разрешить растирать колосья в субботу Своим ученикам?». Более того, как в ветхозаветные времена, так и сегодня, мы приносим хлеба в жертву Богу, тем более Он может воспользоваться тем, из чего сделаны эти хлеба, поэтому Господь добавляет к сказанному: «Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27-28).
Нам важно помнить этот Евангельский отрывок, чтобы наше благочестие было разумным, чтобы оно не стало жестокосердием. Церковь, устанавливая те или иные правила христианской жизни, всегда с милосердием относилась к сложным обстоятельствам человеческой жизни. Так Великим постом, если человек оказывается в пути, когда нет возможности полноценно приготовить пищу, выбрать продукты, пост послабляется. Как это послабление выглядит зависит от конкретной ситуации и совести каждого человека, но христиане не должны доходить до истощения, не взирая ни на что, стараясь выполнить каждое предписание Типикона. И когда мы оказываемся в гостях у людей, которые не знают о том, что сейчас пост, и что позволено вкушать, и что нет, то не должны отказываться от еды, предложенной нам, потому что этим мы обижаем хозяев. Если же хозяева, нас принимающие, знают о посте, но настойчивы в предложении скоромной пищи, то нам должно проявить разумную строгость и даже принципиальность, вежливо поблагодарить, но пост не нарушать.
Стараясь быть благочестивыми, мы должны быть благоразумны, помня, что мы призваны любить Бога и ближних своих, а все предписания и правила церковные должны быть в помощь нам для исполнения этих важнейших заповедей.






















