Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.
По окончании Владыка обратился к собравшимся со словом проповеди: «В будние дни Великого поста Устав предписывает совершать чтения из Священного Писания Ветхого Завета, который , по слову апостола Павла, был для нас «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24), то есть тем Законом, который должен был подготовить людей к пришествию в мир Сына Божия. В нынешний пятничный день мы слышим повествование о праведном Аврааме, желающем, как и все люди того времени, обрести потомство. Те, у кого было много чад, особенно сыновей, считались благословленными Богом, потому что мальчики, в будущем мужчины, могли защитить свой род, становились работниками на благо семьи. И Бог обещал Аврааму, что он станет отцом множества народов. И вот у него рождается долгожданный сын – Исаак, но Господь повелевает Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:2). Конечно праведный праотец был в смятении, но не посмел противиться воле Божией и взял Исаака в путь, не решившись рассказать сыну об истинной цели их путешествия. В дороге они находились три дня и Аврааму было тяжко на сердце, ведь гораздо проще идти на подвиг, если он происходит сразу, в короткий момент времени, но ему пришлось в три дня и три ночи смотреть на своего любимого сына, которого Бог повелел принести в жертву.
Для Востока того времени практика приношения в жертву первенцев не была чем-то необычным. Археологи находят в языческих храмах останки детей, которых приносили в жертву для предотвращения беды или ради окончания испытаний для народа. То есть Авраам не мог сказать Богу: «Господи, зачем Ты взваливаешь на меня столь непосильную ношу, ведь не было такой жертвы еще в мире?», потому что он жил среди тех племен и народов, у которых принесение в жертву первенцев было распространено.
Авраам привел сына своего на то место, которое указал Господь, и сложил из камней жертвенник, а Исаак, видя жертвенник и дрова, готовые для всесожжения, спросил у отца: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» (Быт. 22:7). Авраам же, скорбя в сердце своем, отвечал ему: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22:8). Он связал сына и занес над ним нож, чтобы принести жертву, но в этот миг ангел останавливает руку Авраама со словами Господними: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22:12). Освободив сына, праведный праотец увидел барана, запутавшегося рогами в ветвях, которого и принес в жертву Богу вместо Исаака. И за праведность свою он был удостоен от Господа стать родоначальником богоизбранного народа.
Церковь установила это чтение совершать именно в пятницу, потому что рассказ о доверии к Богу Авраама, о его страданиях, должен подготовить нас к пониманию того, что Бог-Отец послал в мир Сына Своего единородного, чтобы Он стал жертвой за грехи всех людей. Авраам предобразует Бога-Отца, Исаак – Бога-Сына, то есть воистину Священное Писание уже практически с первых своих страниц готовит нас к Великой Жертве Христовой. Мы, как христиане, знаем, что эта Жертва была принесена единожды на голгофском Кресте, и мы более не имеем нужды в пролитии крови жертвенных животных, потому что Господь Иисус Христос стал истинным Агнцем, пострадавшим за нас, но приносим в дар, в жертву Богу нашу благодарность, нашу любовь, наше хваление».






















