Высокопреосвященному владыке сослужили: настоятель церкви «Живоносный Источник» игумен Арсений (Малышев) и настоятель Никольской церкви протоиерей Сергий Крюков.
В завершении Правящий архиерей вместе с сослужащим духовенством совершил акафист Пресвятой Богородице.
После Владыка обратился к собравшимся, напомнив о значении Субботы Акафиста.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Мы, как люди благоразумные и сознательные, отличаем причину и повод. Причина есть нечто принципиальное, значимое, а повод – это то, что произрастает из причины, является ее плодом. И сегодня в Субботу Акафиста мы чествуем Матерь Божию имея для этого причину – нашу любовь и благодарность к Ней и Ее подвигу. Уже в момент Благовещения, смиряясь пред волей Божией, Она обрекла Себя на скорби ради Сына Своего. Для нас, чье сознание и видение мира сформированы христианской культурой, часто может быть не до конца понятно то смятение, которая Пречистая Дева испытала, услышав слова ангела: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:30-33). Необходимо понимать, что в Иудеи того времени не было представления о безбрачном девственном житии. Да, Иоанн Предтеча жил в безбрачии, но он воспитывался духовно среди немногочисленной группы ессеев, которые ради аскетического подвига хранили девство, но к ним принадлежали только мужчины. Женщины же должны были выходить замуж и производить потомство. Женщина всегда должна была быть при ком-то: в детстве при родителях, на их попечении, а во взрослом возрасте – при муже. И Пречистую Деву Марию взял в дом свой Иосиф Обручник, но еще не стал мужем Ей в полном смысле этого слова, когда произошло Благовещение.
Божия Матерь, приняв волю Божию со словами: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), со трепетом ждала реакции Иосифа, ведь он, по Закону Моисея, должен был предать Ее побиению камнями за неверность, ведь Она зачала Дитя не от него. Однако Иосиф, «будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1:19). И это чудо и удивление, которое мы часто не разделяем, потому что евангелист указывает на праведность Иосифа не как верного Закону, но как верного Богу и добросердечного. И за эту праведность Господь открывает ему, что Чадо его Супруги от Духа Святого – Сын Божий. После этого откровения Иосиф уже неотлучно находится с Пресвятой Девой.
Божия Матерь уже на сороковой день после Рождества Христова слышит страшные пророческие слова праведного Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35). И во время земного служения Спасителя Она была рядом с Сыном Своим. Она видела и тот восторг, который люди испытывали, видя чудеса, и то народное негодование, которое отражало возмущение иудеями словами проповеди Господа. Пресвятая Богородица следовала за Спасителем до конца – Голгофы, где сердце Ее сораспиналось, видя Крестные страдания Сына. И этот подвиг, это смирение и послушание воле Божией есть та причина, по которой мы стремимся к обильным славословиям и хвалебным гимнам в честь Нее.
Поводом для нынешнего торжества Похвалы Пресвятой Богородицы стала Ее чудесная помощь при защите Константинополя от набегов варваров. В честь этого заступничества был написан Акафист, то есть неседальная песнь. И Церковь стала исполнять его в пятую субботу Великого поста. Мы говорим, что Акафист – неседальная песнь, потому что во время исполнения его не полагается сидеть, но должно стоя прямо восхвалять Божию Матерь. И текст этого хваления так полюбился верующим, что его стали часто употреблять и в храмовой, и в домашней молитве, а не только в положенный по Уставу день – в Субботу Акафиста. И сегодня, имея причиной торжества любовь к Божией Матери, поводом – указания богослужебного Устава, мы с ликующим сердцем возглашаем хвалу Ей: «Радуйся, Невесто неневестная»!
























