Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

6 апреля 2025 года, в неделю 5-ю Великого поста, предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы, Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Высокопреосвященному владыке сослужили клирики кафедрального храма. 

После чтения Евангелия архиепископ Юстиниан обратился к собравшимся: «Мы приближаемся ко дням Страстной седмицы и Церковь готовит нас к этому через Апостольское и Евангельское чтения, чтобы мы душою своею вслед за Спасителем и апостолами взошли в Иерусалим. Иерусалим находится на высоте и паломникам издревле нужно было восходить, то есть подниматься туда, что, по мысли святых отцов, символизировало не только физическое восхождение, но и восхождение духовное, дабы войти в Храм Божий. И иудеи, достигнув этого города, три дня проводили в посте, молитве и ритуальных очищениях, чтобы только после этого войти в Храм, поэтому и нас Церковь постепенно готовит через переживания седмиц Великого поста к событиям Страстной седмицы и Торжеству Воскресения Христова.

Сегодня мы слышим чтение из Евангелия от Марка о восхождении Господа и Его учеников в Иерусалим. Спаситель уже готовит апостолов к грядущим событиям, прямо говоря: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10:33-34). Он готовит Своих учеников к тому, что идет на вольную страсть, Сам восходя на Крест за грехи наши, а не потому, что Его смогла одолеть злая человеческая воля. Но даже после этого страшного откровения к Спасителю подходят, казалось бы, мудрейшие Иаков и Иоанн и просят Его: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10:37). И другие апостолы, услышав это, возроптали, потому, что вознегодовали на Иакова и Иоанна , потому что считали друг друга равными, а эти же двое  возжелали возвыситься. 

Господь, видя слепоту сердца Своих учеников, вновь научает их, что Он пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить людям и «отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Он говорит о том, что тот, кто хочет быть начальствующим, тот сам должен послужить другим: «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:43-44). Этот призыв удивил апостолов, удивляет сегодня и нас. Но такова Его воля. Так Он, Владыка мира, поступил Сам, послужив нашему спасению Крестной смертью Своей. И мы призываемся последовать примеру Христову. А апостол Павел в нынешнем чтении объясняет духовный смысл этого служения Спасителя, кульминация которого произойдет по восшествии Его во Иерусалим.

Павел, обращаясь к евреям, которые знали Закон и иудейские традиции, называет Христа Первосвященником будущих благ, Который «Не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12). Иудеи, восходя во Иерусалим, часто вели с собой жертвенных животных: телят и ягнят, либо покупали их в самом городе, для заклания их в Иерусалимском Храме в жертву Богу. Священники там совершали жертвоприношения, и сам первосвященник раз в год заходил с жертвенной кровью во Святая Святых, прося Бога о милости. И апостол вопрошает: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр. 9:13-14). Воистину Господь восходит в Иерусалим, чтобы  Себя принести в Жертву за грехи мира, дабы освободить нас от власти греха и смерти. К воспоминанию этого готовит нас Церковь, чтобы мы, подобно древним иудеям, очистились и покаялись перед восшествием во дни Страстной седмицы, ибо подходит к концу время нашего сокрушения о своих грехах, и приближаются дни спасительной Тайны Крестной Жертвы и Воскресения Спасителя». 


По заамвонной молитве архиепископ Юстиниан совершил славление святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси.

В соответствии с решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 октября 2022 года, в текущем году 24 марта / 6 апреля, в Неделю 5-ю Великого Поста, во всех храмах Русской Православной Церкви должны совершаться полиелейные богослужения святителю Тихону, патриарху Московскому, приуроченные к празднованию 100-летия блаженной кончины святителя.

После Владыка Юстиниан обратился к собравшимся со словом проповеди.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Сегодня мы чествуем доброго ангела Русской Церкви, исповедника Христова – мудрого и милостивого святителя Тихона, Патриарха Московского и Всероссийского. Он стал первым патриархом после многих лет Синодального правления в Русской Церкви. Со времен императора Петра I и до начала ХХ века в России не было патриарха, а Церковь управлялась соборным органом, то есть Святейшим Синодом. Когда же произошли события свержения царской власти в феврале 1917 года, когда в стране стали появляться и укрепляться разные деструктивные силы, желающие погубить державу, когда безумие охватило русский народ, Церковь оставалось островком веры и здравого смысла. Да, этот островок мог погибнуть под волнами революционных настроений, быть залит кровью мучеников, но нельзя было равнодушно взирать на происходящее, поэтому во дни Поместного Собора 1917-1918 годов Церкви необходимо было осмыслить свое существование в новых условиях. 

Государь-император Николай II отрекся под давлением своих приближенных от престола в пользу своего брата – Михаила. Таким образом Михаил является, согласно букве закона, последним русским государем. С Михаила Федоровича началась династия Романовых и на Михаиле она закончилась, что очень символично. Однако, великий князь Михаил не стал принимать власть, пока не соберется Учредительное собрание, то есть собор  представителей населения Российской империи, на котором народ и должен был определиться с судьбой России. То есть мы видим, что ни Николай II, ни Михаил не держались за власть, но дали народу самому решать судьбу Отечества. Однако враги России, не дожидаясь проведения Учредительного собрания, стали высмеивать идею монархии так, будто народы нашей страны уже сделали свой выбор. И к власти пришли разбойники, одержимые безумными идеями. Тогда отцы Поместного Собора Русской Церкви постановили возродить патриаршество, чтобы патриарх стал печальником и молитвенником, духовным главой русских людей. 

Кроме святителя Тихона было еще двое претендентов на Патриарший престол. Первым был митрополит Харьковский Антоний – человек властный и сильный, мечтавший о восстановлении патриаршества. Вторым – митрополит Новгородский Арсений, который был большим церковным ученым: богословом и историком. Но воля Божия была в том, чтобы в те страшные для Русской Церкви годы патриархом был избран митрополит Московский Тихон. Он был известен в народе как человек добродушный, не претендующий на высокие почести, но его искренне любила паства. В Америке, где он возглавлял епархию Русской Церкви и выстроил Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке, который и сейчас является духовным центром Патриарших приходов в США, в Ярославле, откуда его не хотели отпускать при переводе на новую кафедру, в Вильно, в Москве – везде святитель Тихон снискал любовь и уважение за свою доброту и близость к людям. Он происходил из простой семьи, которая жила в Торопецком уезде Смоленской губернии, закончил Псковскую семинарию, где помимо богословских наук изучал и агрономию, чтобы иметь возможность самому возделывать землю для пропитания и помогать прихожанам-крестьянам. И этот простой и близкий народу человек был вознесен по Промыслу Божию на высоту Патриаршего престола. 

От святителя Тихона ждали громких политических заявлений, Белое движение присылало к нему своих гонцов, чтобы он благословил их армию, но он уклонялся от политических дел, понимая, что если еще и Церковь разделится сейчас на «белую» и «красную», то это принесет много бед. Мудрый Патриарх понимал, что главное – сохранить Православие, сохранить Церковь, потому что только вера поможет выжить русскому народу и всем народам России , собранным вокруг него. Он страдал сердцем за свою паству и старался найти слова утешения и поддержки для всех, невзирая на их политические взгляды, осознавая себя духовным отцом многострадального русского народа. И его трудами и молитвами Церковь Русская сохранилась, выжила среди бед и скорбей революционного безумия, прошла через годы советского богоборческого владычества и сегодня являет многомиллионное собрание верующих во Христа во всех уголках мира. Прославляя святителя Тихона будем испрашивать у Бога мудрости, крепости и любви, которые видим в житии Патриарха-исповедника!