Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил последование царских часов Святаго и Великаго Пятка в Казанском соборе Элисты

18 апреля 2025 года, Великий Пяток, воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил последование царских часов в Казанском кафедральном соборе Элисты.

Правящему архиерею сослужили клирики Кафедрального храма.

Во время богослужения храм посетила заместитель Председателя Совета Федерации России Инна Святенко, прибывшая в столицу Калмыкии с рабочим визитом.

В завершении архиепископ Юстиниан обратился к верующим с проповедью.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Бог посылал в мир пророков, чтобы они, видя будущее, иногда сами не отдавая себе в этом полного отчета, не осознавая своих видений, говорили о будущем Мессии. Иудеи жадно впитывали эти слова о Христе, надеясь, что Он, придя в мир, не забудет Своих соплеменников и особым образом прославит еврейский народ. Слова же, относящиеся к страданиям Спасителя, не вмещались в их умы, хотя пророческие писания прямо говорили и о том, что Христос войдет на молодом осле в Иерусалим, и о предательстве, и даже о цене в тридцать сребреников, которую заплатят за жизнь Мессии. Один из пророков даже восклицал, видя некоего Человека, возвращавшегося будто с точила, то есть с того места, где виноград отжимают для приготовления вина: «Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?» (Ис. 63:2). То есть были пророчества и о том, что Господь будет одет в красную, окровавленную одежду , подобно человеку, возвращающемуся после давки винограда.
Мы смотрим на иконописные изображения распятия и видим небольшие струйки крови, текущие из ран на руках, ногах и между ребер Спасителя. Но на самом деле от бичевания римскими воинами на теле Иисуса к моменту вознесения на Крест не осталось ни одного целого кусочка кожи. Его привязали к столбу в несколько согнутом положении, чтобы было удобнее бичевать, и воины наносили ему удары буквально от макушки и до пят: один хлестал бичом, который имел на концах своих металлические шарики, чтобы оставлять на коже ужасные гематомы, а второй на концах своего орудия имел загнутые когти, которые, впиваясь, вырывали из страдальца куски плоти. Иисусу сплели и терновый венец, подобно некоей шапочке, покрывающий всю голову, шутовски изображающей таким образом корону восточного царя. И когда Евангелие говорит, что «взяв трость, били Его по голове» (Мф. 27:30), то мы должны понимать, что таким образом воины старались, чтобы шипы венца как можно глубже и больнее впились в голову Спасителя. Из-за этих истязаний и пыток смерть Господа на Кресте наступила быстро, хотя обычно казненные могли находиться в распятом состоянии несколько дней, но Христос буквально за несколько часов казни испустил дух.
Христианская традиция призывает нас исполнять повеление апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17), осеняя себя крестным знамением при виде храма, часовни или поклонного Креста. Более того, наши предки, проходя через перекрестки, мысленно молились, потому что сама форма перекрещенных дорог напоминала им о Кресте. И я хочу дать вам благой повод вспоминать о страданиях Спасителя, чтобы в краткой молитве обращаться к Нему: «Слава страстям Твоим, Господи». Когда Иисуса распяли, то на Кресте была прибита табличка с Его виной, написанной по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19). Иконописцы, изображая Распятие, часто вместо полной этой фразы лишь обозначают первые буквы надписанных слов – ИНЦИ. Возможно, именно от этого сокращения происходит слово инициалы, которое мы употребляем, когда пишем лишь начальные буквы своих имени и отчества. Так что для нас, когда мы слышим слово инициалы, есть еще один благой повод вспомнить о Христе и мысленно воздохнуть: «Господи, претерпевший поругание, страдания и смерть на Кресте ради нас, помилуй нас».