Расписание
Помочь

В неделю 3-ю по Пасхе архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

4 мая 2025 года, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Правящему архиерею сослужили клирики Кафедрального храма.

По заамвонной молитве Высокопреосвященный владыка возглавил крестный ход, в завершение которого прошло славление святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.

После Архипастырь обратился к верующим с проповедью.

В честь праздника всем прихожанкам раздали сладкие подарки.

Отдельно архиепископ поздравил монахиню Магдалину (Ефремову) в связи с 25-летием монашеского пострига и повара трапезной Казанского собора Елену Рвачеву по случаю 60-летия со дня рождения.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Радостная весть о Воскресении Христовом кажется нам, христианам, сегодня естественной, но Церковь возвращает наши мысли к событиям Распятия и погребения Господа, вспоминая тех немногих людей, которые были с Ним у Креста и полагали Его во гроб. Это женщины, сопровождающие Спасителя от Галилеи и по всей Палестине, когда Он проповедовал и совершал великие чудеса. Женщина-иудейка была более свободна в то время, по сравнению с общественным укладом других государств. Уже с детства евреи начинали обучать своих детей грамоте, не только мальчиков, но и девочек, чтобы знание Священного Писания помогало всему народу иудейскому: и мужчинам, и женщинам, постигать волю Божию, видеть Его Промысел, который вел и сохранял евреев, подобно малой ладье среди бурных волн моря житейского. Таким образом несколько женщин, знавших пророчества Ветхого Завета о грядущем Мессии, последовали за Иисусом, поверив в Него и Его служение. Но мы узнаем о них только в повествовании о Распятии, а до тех пор они оставались как бы в тени. Евангелие повествует нам об апостолах, сопровождавших Христа, но они, хотя и были сильными серьезными мужчинами, в минуту испытаний в страхе разбежались, а у Креста от апостолов остался только самый юный – Иоанн, который и оставил нам самое подробное описание Распятия в своем Евангелии. На Голгофе рядом с Господом и Его скорбящей Пречистой Матерью были женщины, оставшиеся верными и мужественными до конца.
Нынешний день носит имя этих женщин – Неделя святых жен-мироносиц. Они поспешили на заре Воскресного дня ко гробу, чтобы помазать благовонными веществами тело Господа, как это полагалось по иудейскому закону. И именно Пресвятая Дева и жены-мироносицы становятся первыми свидетелями Воскресения Христова. Они были верны Ему до смерти, и прежде всего их Господь утешает радостной вестью о том, что Он жив, что смерть не победила Его. И нынешний день издревле почитается Церковью как день чествования добрых женщин-христианок – наследниц жен-мироносиц. Нам не нужно было никаких других дней, для прославления женского подвига, потому что именно в третье Воскресенье по Пасхе верующие всегда поздравляли сестер во Христе, благодарили за их, порой незаметное, но важное служение, а праздник Восьмого марта был специально установлен, чтобы уйти от христианского торжества и породить ложь, будто христиане не уважают подвиг женщин. Но всю историю существования Церкви Христовой мы прославляем подвиг жен-мироносиц, чествуем и их наследниц, которые остаются верными Богу и сегодня, спеша к богослужению, неся послушания в храмах, когда мужчины боятся или стесняются показать свою веру.
Мы вспоминаем ныне и о двух мужчинах, бывших у Креста и положивших Господа во гроб – Иосифа и Никодима. Они не были среди учеников Спасителя, которые последовали за Ним по дорогам Палестины, но были уважаемыми жителями Иудеи, почитаемыми среди евреев. Когда у них была возможность, они втайне от других приходили послушать Иисуса, понимая, что за их внимание к проповеди Галилейского Учителя они могут пострадать, потому что иудейские учителя и старейшины не принимали Иисуса как Мессию. И вот Иосиф и Никодим, преодолевая свой естественный страх, снимают Господа с Креста и полагают в новом гробе. Гроб в Палестине – это пещера в скале, где находилось ложе, куда клали усопшего, а потом, когда плоть истлевала и оставались одни кости, их собирали в специальные сосуды, оставляя место для другого усопшего. И у Иосифа рядом с Голгофой был такой гроб, причем он был новым, то есть в нем еще никого не хоронили. Именно там они погребают Христа.
Иосиф и Никодим не только рискуют своим общественным положением, но «оскверняют» себя, касаясь умершего и таким образом лишают себя возможности вкушения Пасхальной трапезы. Это для нас, христиан, после Воскресения Христова естественно, что и живой, и усопший – наш брат во Христе, а иудейский закон запрещал после прикосновения к умершему касаться святынь, а осквернившийся должен был пройти сложный и длительный ритуал очищения. И вот Иосиф и Никодим сознательно лишают себя возможности вкушения праздничной Пасхальной трапезы – главного иудейского торжества. И как нам в такой момент не устыдиться, когда мы, заботясь о наполнении стола в праздничный день, пропускаем богослужение. Иосиф и Никодим, пропустив, и даже сознательно лишив себя празднования Ветхозаветной Пасхи, стали соучастниками Пасхи Христовой. Их смелость пусть служит для нас примером. И сегодня мы чествуем не только добрых женщин-христианок, но и мужчин, которые, не боясь общественного мнения, не стесняясь своей веры, смело идут в храм, открыто называя себя православными, служа каждый на своем месте Богу и Его Церкви.
Сегодня мы вспоминаем и установление диаконского служения. В книге Деяний апостольских мы читаем, что община Иерусалимская умножалась, многие не хотели покидать учеников Христовых, поэтому нужно было подумать о пропитании людей. Кто-то из верующих был состоятельным человеком и мог себя обеспечить, а кто-то приехал в Иерусалим на празднование Пасхи, но там и остался, уверовав во Христа и желая быть ближе к свидетелям Воскресения. Да, им помогали их новообретенные братья и сестры по вере, но это нужно было упорядочить. Тогда апостолы сказали: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6:2), и повелели избрать семь человек, которые стали первыми диаконами. Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай несли служение по обеспечению членов христианской общины всем необходимым, но вскоре стали и помогать апостолам во время Евхаристии. И сегодня мы видим диаконов, чье служение необходимо Церкви, которые являются наследниками тех первых семи благочестивых мужчин, избранных и рукоположенных самими апостолами. Их, несущих свое служение Христу и Его Церкви, мы также сегодня чествуем, вместе с нашими благочестивыми женщинами и смелыми мужчинами, остающимися верными Христу. Христос Воскресе!