Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в храме Городовиковска

18 мая 2025 года, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Литургию в храме святого страстотерпца цесаревича Алексия города Городовиковска.

Правящему архиерею сослужили клирики Элистинской епархии.

По заамвонной молитве архиепископ Юстиниан возглавил Крестный ход вокруг храма.

В завершении хор вместе с народом пропел духовный кант «Самарянка».

После Литургии Владыка осмотрел ведущиеся работы по росписи храма цесаревича Алексия.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Сегодня мы слышали Евангельское повествование о беседе Христа с самарянкой. Самаряне – родственный иудеям народ, который проживал в Палестинской области, именуемой Самария. Несмотря на близость евреев и самарян, между ними была вражда даже до того, что во время восстановления Иерусалимского Храма самарян не брали на строительные работы и не принимали их пожертвования, поэтому они поклонялись Богу не в Иерусалиме, а на горе Гаризим, которая была известна с древних времен под именем Горы благословений. Ссора между этими двумя народами была столь велика, что иудею было опасно проходить через самарийские поселения, потому что на него могли напасть и избить. И вот Иисус останавливается у колодца вблизи самарийского города Сихарь. Этот колодец почитался и иудеями, и самарянами, потому что по Преданию его выкопал праотец Иаков. Там Спаситель остановился, чтобы передохнуть после длинного пути, а Его ученики пошли купить пищу.
Евангелие говорит, что время, когда Господь пришел к колодцу, было около шестого час, то есть по нашему времяисчислению – около полудня. И в это жаркое время женщина-самарянка пришла к колодцу, чтобы набрать воды. Обычно за водой ходили рано утром, но она пришла тогда, когда остальные хозяйки уже собирали обед. Видимо эта женщина не хотела встречаться со своими соседками, поскольку не пользовалась их уважением, потому что пять мужей было у нее и жила уже с шестым мужчиной без законного брака, за что и подвергалась осуждению. И вот с ней начинает разговаривать Иисус. Она сперва не понимает Его слов, потому что Он, иудей, мало того, что обращается к ней, самарянке, но и обещает дать воду живую: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Господь подводит эту женщину к мысли, что Он – Христос. Она начинает веровать в Него, но, не доверяя самой себе, оставляет водонос и спешит в город, чтобы позвать мужчин: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:29). Иисус так поражает Своими речами самарян, что они пригласили Его к себе в город, где Он провел два дня. А той женщине ее соплеменники говорили: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:42).
Согласно Церковному Преданию женщина-самарянка, с которой говорил у колодца Иисус, носила имя Фотиния, то есть по-русски Светлана. Она со своими сыновьями уверовали во Христа. И после Крестной смерти и Воскресения Спасителя они проповедовали Евангелие и приняли мученическую кончину. Господь перед казнью явился ее сыновьям Иосии и Виктору, чтобы утешить их. Тогда Он нарек Виктора Фотином, то есть Светлым, поэтому мы именуем его с тех пор двойным именем Виктор-Фотин. И сегодня мы поздравляем с именинами всех Светлан -Фотиний , молитвенно желая им крепости сил духовных и телесных.
Мы продолжаем празднование Воскресения Христова, о чем нам напоминают радостные пасхальные песнопения, но уже ожидаем сошествия Духа Святого. На прошедшей седмицы мы совершали празднование Преполовения Пятидесятницы, то есть двадцать пять дней прошло от Пасхи и двадцать пять дней осталось до Пятидесятницы. Церковь научает нас, чтобы мы продолжали радоваться Воскресению Христову, но уже готовились к принятию Духа Святого, потому что Сам Господь сказал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16-17). И в день Преполовения Пятидесятницы мы традиционно совершаем малое освящение воды, таким символическим образом показывая, что благодать Духа Святого также живительна для наших душ, как вода для тел. И в Церкви живет эта живительная сила Духа Святого. Не нужно куда-то специально уходить, искать «места силы», потому что благодать Духа Святого нисходит на нас в храме на богослужении, ибо «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23-24). Вот оно место силы и в городе, и в селе – храм, в котором совершается молитва Пресвятой Троице, служится Божественная Литургия. Здесь на нас сходит благодать Духа Святого, здесь в любви Отца мы причащаемся Тела и Крови Воскресшего Христа.