Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

21 мая 2025 года, отдание праздника Преполовения Пятидесятницы, день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.

По заамвонной молитве архиепископ Юстиниан вместе с сослужащим духовенством совершил славление апостолу и евангелисту Иоанну Богослову.

После Владыка обратился к собравшимся со словом проповеди.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Известно, с какой незатухающей надеждой иудеи ждали пришествия Мессии и поэтому почитали благословением Божиим многочадие. И тогда, если не они сами, то, по крайней мере, их потомки своими глазами смогут увидеть Христа. Отсутствие же детей считалось проклятьем, а сознательный отказ от семьи – нарушением заповеди Божией. И когда на страницах Священного Писания мы встречаем жизнеописания людей, которые брали на себя подвиг безбрачия, мы должны понимать, что в еврейском обществе на них смотрели неодобрительно. Да, в Иудейской пустыне в межзаветный период собралось сообщество ревнителей благочестия- ессеев, которое отказалось от семейной жизни ради Бога, но они жили обособленно от мира. Те же, кто решался последовать примеру безбрачия Самого Господа, Иоанна Предтечи, должны были многое претерпеть за это от своих соплеменников-иудеев.
Иоанн Богослов был самым молодым учеником Спасителя. Он проявил большое мужество, когда Христа взяли под стражу. Другие апостолы в страхе разбежались, а он с группой женщин — галилеянок остался с Господом до Его Крестной смерти на Голгофе, поэтому именно свидетельство Иоанна для нас особенно дорого среди других Евангельских повествований о страданиях Христовых. Спаситель именно ему препоручил заботиться о Своей Пречистой Матери, сказав: «Cе, Матерь твоя» (Ин. 19:26). С этого момента апостол Иоанн принял на себя попечение о Ней: взял Ее в свой дом, во время гонений переехал с Ней в Ефес, а по их окончании снова вернулся с Пресвятой Девой в Иерусалим, где опекал Богородицу до Ее Успения. Только после Успения Божией Матери он смог отправиться в миссионерское путешествие, исполняя волю Господню: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Его проповедь о Христе была соблазном и безумием для иудеев и язычников. Ему пришлось претерпеть множество скорбей и испытаний, предпринять трудные и опасные путешествия. И в этих трудах он сохранил девство, не женившись и не зачав детей, следуя примеру своего Учителя, за что был еще больше презираем от иудеев.
Апостол Иоанн возвещал о Божественности Христа, о том, что Он подлинно Бог, Сын Божий, поэтому и начинает свое Евангелие не человеческой родословной Иисуса, а словами, что Он – Слово Божие, Которым мир сотворен, Которое есть Бог. В этом основа его проповеди, об этом он неустанно вещал и иудеям, и язычникам, поэтому и получил наименование Богослова. Великое множество слов можно произнести в его честь, тем более что он прожил долгую и наполненную трудами жизнь, но здесь мы вспомним слова, которыми он оканчивает свое Евангелие: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин. 21:25). Подобным образом мы можем сказать и о самом Иоанне – многое он сотворил, так что если обо всем подробно говорить и писать, то и половине мира не вместить написанных о нем книг.
Должно обратить внимание и на то, что Иоанн в своем Евангелии пространно излагает события земного служения Господа , но и он говорит, что множество других чудес совершил Иисус и множество еще важнейших истин открыл. Мы осознаем, что в своей устной проповеди Иоанн и другие апостолы сказали гораздо больше написанного в Евангелиях и Посланиях, что в письменном виде были представлены только основные моменты. Ведь из своего личного опыта мы знаем, что самое длинное и подробное письмо не вместит всего того, что мы бы могли сказать при личной встрече. Более обширная апостольская проповедь была устной, и эти слова впитывала в себя и бережно сохраняла в своей памяти христианская община – Церковь. Именно Церковь обладает полнотой Откровения, знает намного больше о Христе, чем записано в евангельских текстах. И в этом ответ для тех, кто взяв в руки Евангелие, заявляет, что а Церковь ему не нужна. Должно помнить, что Священное Писание создано Церковью и для людей Церкви, и правильно понято может быть только в Церкви.