Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального храма.
По заамвонной молитве Правящий архиерей Калмыкии вместе с духовенством Кафедрального храма изнес ковчег с частицей Креста Господня и частицами мощей святых равноапостольных Константина и Елены.
Перед ковчегом и иконой святых отцов I Вселенского Собора был совершен молебен.
Священнослужители пропели величание святым отцам Собора и святому царю Константину.
Затем архиепископ Юстиниан огласил Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с празднованием 1700-летия I Вселенского Собора.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю празднования 1700-летия I Вселенского Собора, оглашенное сегодня, указывает, что нынешнее торжество важно не только для профессиональных церковных историков, архиереев и священников, но для всей полноты Церкви, потому что на этом Соборе в Никее в богословских спорах и молитвах была защищена истинная Православная вера. Отцы Собора провозгласили, что Господь Иисус Христос, спустившийся с Небес на землю, воплощенный от Пречистой Девы Марии, распятый за грехи мира и преславно Воскресший есть подлинно Бог, опровергнув еретическое учение Ария о том, что Спаситель есть лишь Божие, пусть первое и совершенное, творение. Если бы учение Ария было истинным, то это бы означало, что мы не спасены, потому что спасти творение может лишь Творец. Этим и отличается христианское учение от других религий и философий – Бог Сам, возлюбив Свое творение, на Себя принимает вину падшего человечества, чтобы дать новый импульс к жизни, к общению с Ним. Эту веру в сердце своем переживали святые отцы, поэтому и так горячо спорили с теми, кому не хватало чистоты сердца, чтобы познать и принять Истину.
Мы вспоминаем сегодня равноапостольного императора Константина, потому что именно благодаря ему в 313 году был опубликован эдикт о веротерпимости, провозглашающий свободу христиан и окончание гонений на всей огромной территории Римской империи. И это, и то, что сам Константин принял и уверовал во Христа привело к строительству прекрасных храмов, которые стали заполняться множеством людей. Да, конечно, была и обратная сторона – когда Церковь перестала быть гонимой, то в ее ограду стали приходить и те, кто с меньшей ответственностью относились к вере во Христа. До этого, принимая Крещение, человек понимал, что его могут отдать под суд, заставить принести жертву языческим богам и подвергнуть пыткам и даже смерти, а со времен Миланского эдикта и обращения императора Константина в Церкви появились и те, кто легкомысленно относится к своему христианскому призванию .
В 313 году, как только император показал себя верующим во Христа , то Церковь сама потянулась к нему. Константин тогда еще не был крещен, потому что, искренне желая стать членом Церкви, понимал свою личную жизнь несоответствующим идеалам Евангелия. Император принес свое государство в жертву, в дар Господу. Он хотел мира и процветания для Церкви, но, как только прекратились гонения, к нему потянулись епископы для разрешения епархиальных споров. Они действовали исходя из логики Римского мира. В языческие времена император носил титул верховного понтифика и Церковь, перестав быть гонимой, приняла с тех времен благоговейное отношение к правителю. К нему стали относится как к защитнику Церкви, а он все более и более стал вникать в церковные нужды.
Желая, чтобы среди христиан воцарился мир, в 325 году Константин повелевает провести в городе Никея рядом с Никомидией, бывшей тогда столицей Восточной Римской империи, Церковный Собор, на который пригласили около трехсот епископов со всего христианского мира. Император оплатил для делегатов собора все дорожные расходы из государственной казны, чтобы отцы и учителя Церкви, собравшись вместе, под водительством Духа Святого определили Истину. Православное вероучение тогда было провозглашено в Никейском Символе веры, который позже на Соборе в Константинополе дополнили, и мы сегодня исповедуем Никео-Цареградский Символ веры. И во время этих богословских прений на заседаниях Собора председательствовал сам император, присутствовали его доверенные лица, поэтому мы и видим на иконе, изображающей Отцов I Вселенского Собора, в центре фигуру равноапостольного Константина. Император искренне верил, что, если в Церкви будет Истина и мир, то устоит и будет процветать и его государство. Молитвами святых отцов I Вселенского Собора и равноапостольного императора Константина, Господи, даруй Церкви Твоей мир и согласие, дабы мы славили Тебя едиными устами и единым сердцем!




































