Расписание
Помочь

Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Казанском соборе Элисты

29 июня 2025 года, в неделю 3-ю по Пятидесятнице, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе города Элисты.

Высокопреосвященному владыке сослужили клирики кафедрального храма.

После чтения Евангелия Владыка обратился к собравшимся: «Первая заповедь, которую Адам получил от Бога после грехопадения, гласит: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19), а апостол Павел перефразирует ее, обращаясь к своим последователям: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). То есть заповедь о труде существует и актуальна с самой зари человечества, но неразумному читателю Священного Писания может показаться, что Господь, говоря о том, чтобы мы положились на Бога в своих заботах о завтрашнем дне, тем самым отменяет это древнее установление. Если же мы внимательно относимся к словам Спасителя, то понимаем их истинный смысл – Он предостерегает нас от того, чтобы заботы о будущем не стали для нас важнее служения Богу. 
Существует древнее святоотеческое наставление: «Трудись и молись». И это показывает, что в своей жизни мы призваны пройти златым срединным путем, избегая крайностей. С одной стороны, тот, кто только молится и говорит, что мне не нужно ничего делать, потому что Бог мне все пошлет – искушает Господа своим бездельем. Другая же крайность, к которой склоняются многие люди, выглядит так, что человек полностью уповает на свои силы, не ища благословения Божия для своих трудов. Христос же учит нас, что и труд, и молитва должны сопровождать нас всю нашу жизнь, тогда мы и исполним заповедь Божию.
Начиная свою речь, обращенную к иудеям, Господь приводит очень понятный нам образ: «Светильник для тела есть око» (Мф. 6:22). Действительно, даже если мы просто закроем глаза, то оказываемся в темноте, а если в результате болезни или травмы наше зрение пострадает, то мы будем видеть мир искаженным или не видеть вовсе. Так и Господь говорит: «Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф. 6:22-23). И далее от слов о телесном Он переходит к словам о духовном состоянии иудеев: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23). Этим Спаситель обличает иудеев, которые не признали в Нем Сына Божия. Народ, который считал себя светом миру, богоизбранным, отверг своего Бога, которого ждали их отцы и пророки. И если даже иудеи пребывают во тьме, то что же говорить о других народах, не получивших Откровения? Господь указывает на это, призывая к исправлению, призывая к прозрению духовному.
Обличение Христа относится не только к древним иудеям, но и к нам – современным христианам. Мы должны быть светом миру, являть правду Божию среди людей, а если свет наш стал тьмой, то за это осудит нас Господь. Скажу, как архиерей, что осознаю свое недостоинство, и прошу Бога покрыть мои грехи, чтобы служение, которое Он возложил на меня, не было бы мне в осуждение.  И это касается каждого, кто носит  имя христиана, потому что по нашим поступкам, по нашей жизни люди внешние оценивают всю Церковь. Господи, просвети нас светом Твоим и поддержи наше искреннее желание жить по заповедям Твоим  и исполнять  святую волю Твою и быть  светом для людей, еще не знающих Тебя!».

По заамвонной молитве Правящий архиерей вместе с сослужащим духовенством совершил славление святителю Феофану.

В завершении Архипастырь благословил верующих.

Проповедь архиепископа Юстиниана

Сегодня Церковь чествует преподобного Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Он жил в XV веке, в то время, когда крепла Русь и к ней устремлялись православные христиане с разных краев. Так и Тихон, в Крещении носивший имя Тимофея, пришел в пределы Московской Руси из  Литовского княжества, которое тогда на три четверти состояло из русского населения. Литовские князья сначала были  язычниками, а потом, женившись на польской королеве, литовский правитель стал католиком и воздвиг гонения на православных. Тимофей, происходивший из знатной православной семьи, не смог смириться с такой несправедливостью и притеснениями и отправился со многими другими православными  в пределы Московского государства. Там он принял монашество и получил имя Тихона, но не захотел жить в благоустроенном городском монастыре и отправился в необъятный лесной Костромской край, где надеялся найти уединения. Однако, по обетованию Спасителя: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14), и к подвижнику стали стекаться ученики, которые селились рядом с ним, тем самым полагая основание новому монастырю. 
Для нас история преподобного Тихона показывает, что Русь ширилась и росла не только силой меча , но зачастую и монашеским подвигом. Монахи шли в глухие удаленные места, где было мало людей и там на свет их христианской жизни собирались ученики, образовывались монастыри, вокруг обителей селились крестьяне, возникали поселения, некоторые в скором времени становились городами.  Так росла и крепла Северо-восточная Русь. На слуху имена   подвижников, это  Аркадий и Ефрем Новоторжские, Савватий и Варсонофий Оршинские, Макарий Калязинский и Макарий Унженский. Но большого количества имен мы не помним, потому что строительство в те времена на Руси было деревянным, монастыри часто горели, а с ними погибали в огне образа святых и их жития. Во времена же Петра I был издан указ о том, чтобы предать забвению тех подвижников, чье историческое существование не подтверждается древними источниками, а из-за того, что их жизнеописания были утеряны, сохранившись только в более поздних списках, имена многих святых были вычеркнуты из святцев, а за их почитание грозило суровое наказание. И ныне мы радуемся, что можем прославить преподобного Тихона Луховского, потому что его житие сохранил для нас Господь.
К преподобному Тихону стремились люди, но он говорил: «Отойди от меня, потому что я такой же грешник! Не хочу, чтобы ты соблазнился, глядя на меня». Эти слова полны глубокой мудрости и великого смирения! Житие сохранило нам повествование о том, что, когда правящему архиерею тех мест, который пребывал в Суздале, сообщили о смерти преподобного, то он отправил на его похороны свою новую мантию и гроб. Нужно понимать, что до освоения Урала на Руси железо было очень дорогим материалом. Однако, Суздальский епископ так почитал преподобного Тихона , что распорядился отправить ему  гроб, сколоченный железными, очень дорогими для того времени, гвоздями. 
Призываю вас, дорогие братья и сестры, почаще со вниманием прочитывать жития святых подвижников, благодаря этому мы получим много полезного и для ума, и для нашей души, желающей жить христианской жизнью.