Правящему архиерею сослужили клирики кафедрального храма.
После Евангелия Архипастырь обратился к собравшимся со словом проповеди: «Мы очень мало встречаем в Священном Писании слов, относящихся к Божией Матери, поэтому воспринимаем их как драгоценные жемчужины. Это связано с тем, что для человека того времени, когда были написаны Евангелия, было естественно читать о жизни Господа, апостолов, а роль женщины не казалась такой значимой. Конечно, Иудея отличалась от других государств Древнего мира, потому что девочек-евреек учили грамоте, давали начальное образование, но и там женщинам отводилась более роль матери и хранительницы семейного очага. И мы поэтому в праздники, посвященные Божией Матери, слышим одни и те же слова, возглашенные женщиной, которая хотела прославить Спасителя, но не прямо, а через Его Матерь: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11:27). То есть она призывает радоваться Ту, Которая родила для нас Сына Божия. И Спаситель говорит ей в ответ, что так же радостны должны быть все «слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28).
Господа Иисуса Христа на страницах Священного Писания называют не только Сыном Божиим, но и Словом Божиим. Через Его воплощение Бог, до того непостижимый в Своем таинственном совершенстве, говорит нам о Самом Себе. Сам Бог становится человеком, чтобы человек стал богом по благодати. И это боговоплощение происходит через Пречистую Деву Марию, Которая в смирении Своем становится сосудом благодати Божией, лествицей, по Которой Бог сходит с Небес на землю, дабы спасти нас. Она радостна в своей великой миссии, и мы призваны к радости, приняв верю в наши сердца Слово Божие — Господа Иисуса Христа и соблюдая Его повеления».
По заамвонной молитве архиепископ Юстиниан вместе с сослужащим духовенством совершил славление Пречистой Деве Марии. После чего прихожане пропели молитву Богородице «Царице моя Преблагая».
В завершении Высокопреосвященный владыка пожелал собравшимся благодатного покрова Пресвятой Богородицы, а также поздравил певчих Казанского собора с днем памяти Романа Сладкопевца – покровителя тех, кто трудится в церковном пении.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Когда мы пытаемся узнать историческую основу тех событий, которые привели к установлению праздника Покрова Божией Матери, то оказываемся удивлены множеством расхождений во мнениях специалистов-историков о том, когда произошло явление Богородицы во Влахернском храме, при каком императоре. Разница во мнениях касается и того, где впервые стали чествовать это торжество – в Константинополе или на Руси при князе Андрее Боголюбском. Действительно благоверный князь Андрей, будучи начитанным и всесторонне образованным, знал житие тезоименитого ему святого блаженного Андрея, в котором и содержится повествование о явлении ему Божией Матери. Мы знаем и о том, что великий князь истово почитал Пречистую Деву, привезя с собой из Киева в новую столицу – Владимир – чудотворный образ Богородицы, от которого происходили и происходят многие чудеса. Он повелевает построить удивительно красивый каменный храм, который считается первым храмом в честь Покрова Божией Матери, – храм Покрова на Нерли. Князь Андрей решает обосноваться во Владимире, потому что ему явилась Богородица и сказала, что не хочет, чтобы образ Ее отправился в Ростов Великий, где изначально благоверный правитель хотел остановиться. То есть, и блаженный Андрей видел Божию Матерь, и Андрей Боголюбский сподобился Ее явления, что конечно сподвигло благоверного князя приложить усилия к установлению повсеместного чествования Покрова Пресвятой Богородицы на Руси еще в XII- ом веке , а в XIX столетии в Греческой Церкви, и, в общем, на Балканах, а потом и по всему миру этот праздник стал широко известен и любим верующими.
Мы чтим Божию Матерь и веруем, что Ее покров защищает нас. Независимо от исторических причин праздника мы из своего личного духовного опыта знаем, что Пречистая Дева помогает всем, любящим Ее. Пресвятая Дева Богородица, моли Сына Своего и Бога нашего за нас, славящих Тебя!