Правящему архиерею Калмыкии сослужили клирики Элистинской епархии и Ростовской митрополии.
Накануне вечером в собор доставили чтимый образ Донской иконы Божией Матери из Ростова на Дону.
В завершении Литургии со словом проповеди к собравшимся обратился настоятель храма святого Георгия Победоносца города Ростова-на-Дону — главного православного воинского храма Южного военного округа, руководитель отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями Ростовской-на-Дону епархии протоиерей Валерий Волощук.
После архиепископ Юстиниан вместе с участниками богослужения совершил Крестный ход вокруг Казанского кафедрального собора.
Во главе шествия священнослужители несли образ Казанской Божией Матери.
Перед иконами Казанской и Донской Божией Матери священнослужители во главе с Высокопреосвященным Юстинианом совершили славление Богородице.
В завершении богослужения архиепископ Юстиниан поздравил всех с Престольным праздником Казанского кафедрального собора и с Днем народного единства.
За вклад в организацию принесения в Калмыкию Донской иконы Божией Матери Калмыцкий Архипастырь наградил протоирея Валерия Волощука медалью «За труды во благо Элистинской епархии».
За многолетнее сотрудничество и помощь Элистинской и Калмыцкой епархии и в связи с 75-летием со дня рождения архиепископ Юстиниан наградил Епархиальной юбилейной медалью «В память 300-летия первого походного храма Калмыкии» Валентину Малиёву.
После на соборной площади прошел праздничный концерт «Под покровом Богородицы», организованный воскресной школой Кафедрального храма при участии городских творческих коллективов.
Для прихожан было устроено традиционное праздничное угощение: работала полевая кухня.
Проповедь архиепископа Юстиниана
Мы помним исторические обстоятельства явления Казанского образа Божией Матери. Тогда главный враг крепнущего Московского государства – Казанское ханство – был побежден, но в Казани еще оставались те, кто не хотел власти русского православного государя. Они не имели сил, чтобы открыто военным путем выступить против Москвы, поэтому действовали тайно, совершая, как бы мы это сегодня назвали, теракты. Во время одного из таких злодеяний Казань частично выгорела. И там, на пепелище одного из домов, была чудесным образом обретена небольшая по размеру, которая помещалась в рукаве стрелецкого кафтана, икона Пресвятой Богородицы. Этому новоявленному образу надлежало стать той святыней, которая не только укрепит в Православной вере недавно крещенных жителей Казани, но и знаменем освобождения Руси от польско-литовских захватчиков.
После того, как прервалась линия царского дома Рюриковичей, начались нестроения в нашем Отечестве. Прибывшие самозванцы – Лжедмитрий I, Лжедмитрий II – заявляли, что они дети царя Ивана Грозного и претендовали на Российский престол. Отчасти кто-то поддался этим речам, кто-то подумал, что можно принять властителя из Польши, которая тогда была сильным большим государством. Но королевич Владислав, которого прочили в Московские цари, отказался принимать Православие, не желая отрекаться от католичества, посчитав это ниже своего достоинства. Тогда святитель Ермоген восстал со всей своей силой Патриарха и патриота, чтобы призвать людей на освобождение Москвы и градов, захваченных поляками и литовцами, которые подвергали страшным мучениям население России, не щадя ни детей, ни стариков. Не только населенные пункты были захвачены оккупантами, но и наши святыни – Владимирская, Смоленская иконы Божией Матери, образ «Знамение» были в плену у врага. Этот страшный период вошел в историю нашей страны под названием Смутного времени, и святой Патриарх Гермоген приложил все силы, чтобы сохранить Православную Церковь и Русское государство.
В Казани в то время был написан список с новоявленного образа Божией Матери, и когда Кузьма Минин, последовав призыву явившегося ему преподобного Сергия Радонежского и воззванию братии Троице-Сергиевой Лавры, начал созывать ополчение и собирать средства для освобождения Москвы, то именно Казанскую икону поднял как знамя защиты Церкви и Родины. Народ в Нижнем Новгороде тогда нес все что мог на нужды освободителей. Есть необходимость отметить, что все вещи были описаны, посчитана их стоимость, а когда настали благополучные времена, то людям были возвращены пожертвованные средства. Туда в Нижний Новгород прибыл и новонаписанный Казанский образ Божией Матери, который стал символом единства всех народов Руси, желающих освобождения от гнета завоевателей. Люди со всего Поволжья собрались в ополчение, чтобы освободить Москву. Поэтому и праздник нынешний именуется Днем народного единства, потому что Запад тогда надеялся, что народы перессорятся между собой, а поляки разорвут Русь на части, но люди, говорящие часто даже на разных языках, объединились против общего врага и победили. Именно в этот день были выбиты поляки и литовцы из Кремля, а Церковь установила праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. В честь этого образа был воздвигнут прекрасный собор на Красной площади, который был разрушен большевиками, но восстановлен уже в наше время. И нам должно хранить единство, ибо только так мы можем сохранить и прославить Отечество наше.
Торжество в честь Казанской иконы Божией Матери – это еще и престольный праздник нашего Казанского кафедрального собора. Вспоминая историю появления этого праздника, мы понимаем, что милость Божия может приходить нам не только через древние иконы, но и через новонаписанные образа. И сегодня по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и по доброй воле митрополита Ростовского Меркурия к нам был доставлен Донской образ Божией Матери, который является точным списком, копией, иконы, хранящейся в Москве. Пусть этот список был создан недавно, но уже прославился многими чудесами и почитаем верующими Донской митрополии. И мы радуемся, что этот образ был доставлен именно к нам в день нашего престольного торжества, впервые покинув пределы Ростовской земли. Взирая на эту великую святыню, мы слезно просим Матерь Божию, чтоб Она не оставляла нас без Своего заступления, укрыла Русь Святую Своим покровом, сохранила Церковь Русскую и всех людей, любящих и почитающих Ее!