Расписание
Помочь

Доктор исторических наук Сергей Белоусов: Борьба за верность Патриарху Тихону в Калмыкии в 20-е годы XX века

В истории православия 1920 –1930 - х гг. особое место занимают попытки коммунистических властей ослабить РПЦ посредством внесения в неё раскола, получившего название «обновленчества». Оно возникло в 1922 г., когда группа церковных деятелей, воспользовавшись арестом Патриарха Тихона (В.И. Белавина), заявила о своём неприятии его курса по отношению к советской власти и необходимости проведения реформ. «Обновленческое» движение было инспирировано высшим руководством России, стремившегося путём внесения раскола в ряды РПЦ ослабить её и одновременно модернизировать в интересах своего социального (коммунистического) проекта. Власти поддержали действия лидеров «обновленцев» начавших борьбу за отстранение Патриарха Тихона от руководства РПЦ и проведение реформ. «Обновленцы» намеревались ликвидировать институт патриаршества, перейти на григорианский календарь летосчисления, разрешить епископам вступать в брак и второбрачие священникам. В политической области они выступали за безоговорочную поддержку советской власти.
При содействии властей обновленцы приступили к переводу под свою юрисдикцию священников и храмов РПЦ. Не пожелавшие этого сделать и оставшиеся верными Патриарху Тихону клирики и миряне стали называться «староцерковниками» или «тихоновцами».
В Астраханской епархии к сторонникам нового течения в православии примкнули временно управляющий епархией епископ Анатолий и несколько священников, развернувшие активную деятельность по переводу астраханских приходов в «обновленчество». К концу 1922 г. 2/3 православных приходов епархии были переподчинены АЕС. В их числе были православные приходы Калмыцкой автономной области, в церковно-административном отношении подчинявшиеся властям Астраханской епархии.
Перевод под юрисдикцию «обновленцев» православных приходов облегчался тем обстоятельством, что назначенный Патриархом Тихоном руководителем епархии в марте 1922 г. архиепископ Фаддей (И.В. Успенский) подвергся аресту и находился в заключении более года.
В декабре 1923 г. архиепископ Фаддей прибыл в г. Астрахань и вступил в управление епархией. Освобождение в июне 1923 г. из-под ареста патриарха Тихона и приезд авторитетного, пользовавшегося большим личным доверием Патриарха Тихона религиозного деятеля внесли перелом в противостояние между «обновленцами» и «староцерковниками». Начался процесс возвращения православных приходов под управление патриаршей церкви, который усилился после запрещения Патриархом Тихоном 25 апреля 1924 г. руководителей «обновленцев» в священнослужении и молитвенного общения с подчиненным им духовенством.
Борьба между сторонниками Патриарха Тихона и «обновленцами» в Астраханской епархии не могла не затронуть православных клириков и мирян Калмыцкой автономной области. 9 марта 1925 г. в церкви с. Крестового прошло собрание православного духовенства и мирян 1-го благочиннического округа (Ремонтненский уезд) Калмыцкой автономной области. Инициатива его созыва принадлежала священнику с. Ремонтного И. Игнатьеву, являвшемуся одновременно благочинным упомянутого округа. Он сумел получить разрешение от уездных советских и партийных руководителей на проведение данного мероприятия. На это собрание приехали не только священники, но и многие миряне уезда, поэтому оно получилось представительным. Выступивший на нём благочинный И. Игнатьев назвал «обновленцев» еретиками и убедил присутствующих перейти под юрисдикцию архиепископа Астраханского и Енотаевского Фаддея, представлявшего сторону опального Патриарха РПЦ Тихона. Предложение Игнатьева поддержали делегации 18 из 19 религиозных общин уезда, против выступила только делегация религиозного общества с. Заветного, но и оно вскоре вернулось в лоно патриаршей церкви. Так, победой сторонников патриарха Тихона закончилось противостояние с «обновленцами», которых официальная светская власть в 1926 г. перестала поддерживать и оно сразу же прекратило свое существование.

Доктор исторических наук С. С. Белоусов